Сборка щита управления электродвигателем

Создавая сайт, я предполагал, что ко мне будут обращаться люди, которым нужно отремонтировать розетку или выключатель,  произвести монтаж электропроводки, установить светильник или люстру.  Но однажды, ко мне обратился человек, которому понадобилась немного необычная услуга электрика: нужно было собрать и подключить схему реверсивного включения трехфазного электродвигателя. Почему необычная? Вообще, я даже не предполагал, что такая услуга кому-то может понадобиться!!! В общем, взяв инструмент, я направился по указанному адресу.

На месте я узнал, что необходимо собрать схему реверсивного включения электродвигателя для прицепа бочки-цементовоза, которая предназначена для перевозки сыпучих материалов.  Дело в том, что выгрузка данной бочки осуществляется сжатым воздухом от компрессора с приводом от электродвигателя мощностью порядка 30 кВт. Электродвигатель и компрессор установлены на прицепе с бочкой.

При разгрузке бочки на заводе, двигатель подключается с помощью силового кабеля к сети 380В посредством специальных разъемов. На разных заводах  разная последовательность фаз, вследствие чего электродвигатель может вращаться в ту или иную сторону.  Вот чтобы этого избежать и требуется реверсивная схема подключения электродвигателя. При использовании такой схемы электродвигатель будет всегда вращаться в одну сторону.

Хочу уточнить, что мне пришлось восстанавливать щит управления электродвигателем заново после замыкание в этом щите. Дело в том, что электрик, который собирал эту схему  до меня, все сделал неправильно. В результате, после включения произошло замыкание, и сгорели контакторы. У меня не было времени, чтобы разобраться в ошибках предшественника, но могу сказать о двух его ошибках:

  1.  На катушки контакторов вместо 220 в было подано 380 В;
  2. Кнопка «Стоп» трехкнопочного поста также использовалась для включения контакторов, как и кнопки «Пуск1» и «Пуск2», хотя эта кнопка предназначена для отключения питания.
    Трехкнопочный пост

    Трехкнопочный пост

    На фото видно, что с контактов каждой кнопки отходят по два провода в щит, которые потом расключаются по контактам контакторов. А должно быть по-другому:на контакт кнопки «Стоп» подключается провод с контактора(фаза), с другого контакта эта фаза подается на контакты пусковых кнопок. т.е. кнопка «Стоп» подключается в разрыв цепи питания контакторов.

В наличии был металлический ящик,

Щит

Щит

Контакторы с тепловыми реле

Контакторы с тепловыми реле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в котором размещались контакторы с тепловыми реле и трехкнопочный пост. Пост был уже установлен на данном щите, на фото видно провода,которые идут на контакторы. Контакторы и тепловые реле представляли собой уже готовую сборку (были собраны в один узел). Оставалось соединить эти два узла  и трехкнопочный пост в одну рабочую схему.

Если честно, с подобными схемами сталкивался в далеком 2005-м году, когда работал электромонтером на заводе. Там подобных сборок (реверсивное включение электродвигателей) было много. Пришлось вспоминать, как и что подключать. Не скрою, также пользовался и интернетом. В результате схема была собрана и проверена путем подачи напряжения 380 В на данную сборку. Проверка подтвердила работоспособность  схемы.

Схема в сборе

Схема в сборе

На фото видно, как смотрится данная сборка в щите с подключенными кабелем питания 1 и кабелем от электродвигателя 2.

На рисунке представлена реверсивная схема подключения электродвигателя без тепловых реле.

Реверсивная схема подключения электродвигателя

Реверсивная схема подключения электродвигателя

 

На следующем рисунке представлена схема реверсивного включения электродвигателя с использованием тепловых реле. Эта схема является более надежной, поскольку в ней происходит отключения электродвигателя в случае перегрузки по току. Кроме того. тепловое реле защищает двигатель в случае обрыва питающей фазы.

Реверсивная схема включения электродвигателя с использованием тепловых реле

Реверсивная схема включения электродвигателя с использованием тепловых реле

Конечно, использовались провода, которые были в наличии. В общем, было все сделано, как говорит клиент «на коленях». Но он остался доволен моей работой.

Хочу заметить, что  человек,  который обратился ко мне с данным вопросом, стал моим постоянным клиентом. По его просьбе были собраны две подобные схемы реверсивного включения для разных бочек. Помимо этого в мастерской, где производится ремонт автомобилей, мной была проведена работа по восстановлению кран-балки (тельфера). Но это уже совсем другая история.

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Для чего используются нормально замкнутые контакты контакторов в данных схемах?

    1. Нормально замкнутые (НЗ) контакты в этих схемах используются для электрической блокировки контакторов. Т.е. это так называемая «защита от дураков». Если включен контактор ПМ1, то его НЗ разомкнут, и контактор ПМ2 не включится при нажатии на кнопку «Пуск2».

  2. Благодарю за статью, хочу поинтересоваться — нет ли у вас монтажной схемы для подключения?

  3. Шустрый ОВБ

    Нету на цепи управления пн или автомата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *